«Хочу, чтобы зеленый был
более праздничным»
или как рекламному агентству понять заказчика?
Порой так хочется добавить к контракту или хотя бы поставить на стол переговоров с Заказчиком табличку со словами Оскара Уайльда: «Я отвечаю за то, что говорю, но не отвечаю за то, что Вы слышите».

О том, почему критически важно Заказчику и Агентству правильно понять друг друга до начала работы? Что может случиться, если каждый так и остался при своем мнении? И какие улетные истории случаются в рекламном мире, когда Заказчик на этапе сдачи выполненных работ «передумал» – расскажет Наталья Дерябина, соучредитель Рекламного агентства «Краб'S» и директор офиса в г. Алматы.

Заказчик и Рекламное агентство довольно часто недопонимают друг друга.
Да, что там, люди в целом чаще слушают своего собеседника не для того, чтобы понять его точку зрения, а для того, чтобы объяснить, почему он НЕ прав. Такой симптом, или если хотите, тренд современного мира коммуникации: «Давайте обо всем договоримся быстро. Слушайте меня, я сейчас расскажу, как надо. Все, спасибо. Я ушел». Занавес!

Друзья, с таким подходом вероятность достижения «ожидаемого результата» примерно равно шансу выиграть в рулетку. Хотя наше Агентство, ну просто ооооочень хочет каждый раз понять своего клиента и сделать все возможное для удачного завершения проекта. Но, к сожалению, мы и другие рекламщики не всесильны.


Например, сложно бывает понять, что именно хочет клиент, когда говорит:

«Добавьте на этот макет радужной экспрессии».

«Хочу, чтобы зеленый был более праздничным».

«Мне нужно, чтобы творог смотрелся более уверенным».
"Добавьте на этот макет радужной экспрессии."
Так, что же мешает однозначно договориться об условиях?

Корень проблем между Агентством и Заказчиком – недопонимание на этапе оформления договоренностей.

Это такая распространенная сложность, когда:

- один считает «что это и так всем понятно, нет смысла проговаривать отдельно». И он так и остается в полной уверенности, что об этом пункте договорились между строк. Что, конечно, не имеет никакой разумной почвы под собой.

- другой же, кроме того, что не догадывается «о чем-то между строк», так еще и слушает своего собеседника в пол уха, самонадеянно полагая, что с его то опытом, он и так знает, что просит / хочет / говорит другая сторона.

- оба проявляют своего рода небрежность при работе с проектом. Например, своевременно не уведомляют сторону о чем-то; сроки оплаты или выполнения работ становятся неразумными; не сообщают об изменении своих планов.

Так, смоделируем распространенную ситуацию. Заказчик хочет разместить саморекламу на линейки канцелярских товаров. Агентство запрашивает технические характеристики. Далее разрабатывает и согласовывает концепцию. И, наконец, создает финальные макеты. На этапе сдачи работ заказчик сообщает, что изначальные технические характеристики изменились, потому что он продал предыдущее оборудование и купил новое.
"Весь дизайн должен давать ощущение полной гармонии, но при этом неуловимой неправильности."
Как этого избежать?
  1. Агентство должно составлять актуальный опросник (бриф) под конкретные задачи каждого заказчика, то есть не пересылать типовой, а каждый раз делать новый! И, да, я уже слышу, как сейчас владельцы рекламных агентств грустно, но понимающе вздохнули!
  2. Заказчик должен добросовестно заполнять предоставленный бриф.
  3. Оставшиеся невыясненные вопросы, обсуждать на общей встречи, опираясь на заполненный бриф.
  4. Обязательно нужно составлять итоговый подробный договор.

И хорошо бы прежде всего договориться о терминах. Это, конечно, забота Агентства:

  • Иметь перечень или даже методичку с профессиональными понятиями.
  • Обратить внимание Заказчика на то, что будет актуально в работе.
  • Попросить подписать документ.

Например, в нашей истории про изменение технических характеристик Заказчиком без уведомления Агентства.

Кто здесь виноват? – очевидно Заказчик.

Как это доказать? – в первую очередь, здравый смысл. Но его, как говориться, к делу не подошьешь. Поэтому единственное стопроцентное доказательство – договор, бриф и официальные письма между сторонами.

Р.S.: Заказчик выплатил положенное вознаграждение, но большая и качественно выполненная работа оказалась невостребованной, отношения между сторонами сильно испортились и сотрудничество прекратилось. Тот самый «осадочек» остался у всех.